Православие и алкоголь

Бокал винаАлкогольные напитки ─ это очень опасный продукт!

От алкогольных напитков в России умирает свыше 800 тысяч человек — ежегодно!

Кто-то выпил лишнего и утонул, кто-то перебрал с алкоголем, и уснул с сигаретой в руках, а большинство, регулярно употребляя спиртное, просто убивают себя изнутри.

Так что же, совсем отказаться от спиртного?

Давайте узнаем у доктора медицинских наук, кандидата богословия, профессора, священника Сергия Филимонова, как Православная Церковь относится к алкоголю, к вину?

─ В Библии говорится, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15) и «полезно … если будешь пить его умеренно» (Сир. 31. 31).

Однако и в священном Писании, и в творениях святых отцов мы многократно находим строгое осуждение порока пьянства, который, начинаясь незаметно, влечет за собою множество других погибельных грехов. Очень часто пьянство становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания как жертве этого греховного недуга, так и близким людям, особенно детям.


«Пьянство – вражда на Бога… Пьянство – это добровольно накликаемый бес… Пьянство отгоняет Святого Духа» – писал святитель Василий Великий. «Пьянство – корень всех зол… Пьяница – живой мертвец… Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним… Пьянство … – это многообразный и многоглавый зверь… Здесь вырастает у него блуд, так – гнев; здесь – тупость ума и сердца, а там – постыдная любовь… Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница», наставлял святой Иоанн Златоуст. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны… Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу», – свидетельствует святитель Тихон Задонский.

Основная причина бегства многих наших современником в царство алкогольных иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь. (Из материалов Архиерейского Собора РПЦ, 2000 г.)


Добавить к словам о. Сергия можно лишь то, что прежде употребления алкоголя, нужно знать размер своей максимальной дозы (две-три рюмки), и стараться никогда их не превышать. Тогда и веселие будет на сердце, и ум не будет искусственно затуманен и «выключен».

Помоги нам Господи и даруй силы и мудрости быть всегда на верном пути!

Вопросы священнику >>

Православие и алкоголь

Православие и алкоголь

Источник: semyaivera.ru

Можно ли христианину пить алкоголь согласно Библии? Я всегда считал, что ничего страшного в употреблении небольшого количества алкоголя (вина, пива или даже водки) до тех пор, пока вы контролируете себя и не становитесь пьяным.


Но недавно я решил исследовать это т.к. мой тесть не хотел приходить в церковь из-за своих убеждений об абсолютном воздержании от алкоголя и танцев. На одном веб-сайте я обнаружил цитату из 1 Тимофею 3:2-3 «Но блюститель должен быть…. сдержан (трезв) ((nephalion*с греч.), … не пьяница (не иметь пристрастия к вину…) (me paroinon *c греч.)» Там говорилось что nephalion с греч. означает: «физическое воздержание, особенно от вина», а фраза «me paroinon» переводится как: «быть вдали от вина, не подходить к нему даже близко». Объяснялось что это запрещение даже для умеренного употребления алкоголя церковному лидеру. Если это так, то означает ли это что никакому христианину нельзя пить алкоголь. Пожалуйста, проясните мне это.

Ответ:

Давайте начнём с греческого. Прямо скажу, вебсайт на который Вы ссылались не прав. Nephalios означает трезвый и paroinos означает пьяный. Кто бы не переводил эти слова он

(А) серьёзно не изучал древнегреческого,

(Б) перевод дал с домыслами, видимо означает, что он имел зуб на кого-то (возможно, преследовались какие то свои цели).

Несомненно, употребление алкоголя разрушило миллионы жизней на протяжении истории человечества, но, то, же самое можно сказать и о многих других вещах, которые, однако, если правильно использовать совсем не опасны и даже полезны.

Легко можно перечислить некоторые из многих: электричество, самолёты, обезболивающие, и даже можно сказать телевидение.


Вы правы пьянство (чрезмерное употребление алкоголя) абсолютно не приемлемо для любого христианина. Но употребление алкоголя в умеренных дозах не является грехом для христиан. Хотя даже Иисуса критиковали за это! Я изучил доводы как трезвеннические, так и за умеренность, и уважительно отношусь к тем, кто продвигает их, хотя даже если мне не нравятся сами доводы. Отрывки, такие как Римлянам 14-15 и 1 Коринфянам 8 определённо приходят на ум.

Однако эти отрывки о том, чтобы не давать повода брату преткнуться, вероятно, отпасть от Господа. И их нельзя применять к брату, который постоянно чем-то недоволен (ворчливый). Это насилие над совестью думается мне, а не насилие над мнением, неважно насколько сильно его придерживаются.

 

Даглас Джакоби

www.douglasjacoby.com

Перевод: Владимир Головашёв


Напишите нам, если у вас возникли вопросы, связанные с христианской верой.

Пройдите христианские тесты, если хотите проверить свои знания Библии и основ христианства.


Христианские видео и ролики

Источник: icocnews.ru

Популярность алкоголя

 

Сегодня уже сотни миллионов людей по всему миру предпочитают выпить не полезный виноградный сок, а ядовитое вино. Они гонятся за быстрыми удовольствиями, возбуждением и притворным чувством легкости и свободы. Алкоголь притупляет чувства, снижает напряжение и мешает человеку мыслить. Пьяный человек уже не может наслаждаться Божьими дарами, радоваться всему тому, что было создано Богом для человека.

Очевидно, что Бог, прекрасно зная о вреде алкоголя, просто не мог рекомендовать его своим чадам. О какой “умеренности” можно говорить, если малая доза алкоголя просто уменьшает вредное влияние алкоголя, отнюдь не делая его безопасным? Конечно же, это же касается и табака, и наркотиков, и других зависимостей. Абсурдно думать, что Бог может не просто разрешать, а поощрять привычку к тому, что уничтожает человека, как физически, так и духовно.


У “верующих” алкоголиков, конечно же, есть и другие доказательства. Например, они утверждают, что Соломон, хотя и предостерегал против пьянства, но разрешал умеренное потребление. Конечно, такие утверждения рождаются из неверного трактования притч Соломона. Например, в притче 23: 33-25 он призывает не разрешить умеренное пьянство, а, наоборот, избавиться от неумеренного пьянства с помощью полного от него воздержания. Если вчитаться, то становится понятно, о чем говорит Соломон. Он утверждает, что источник страданий и порока не в злоупотреблении алкоголем, а в самой его природе. Алкоголь кусает, как змея, и жалит, как аспид.

Библейское учение

Когда человек честно и без обиняков принимает библейское учение, что алкоголь делает человека бесчестным, он быстро понимает, что доказывать, что только злоупотребление алкоголем — это плохо. Он осознает, как и Соломон тысячи лет назад, что проблема не в количестве выпитого, а в самом напитке. Природа алкоголя такова, что он обманывает человека, нанося ему вред на всех уровнях. Вывод очевиден: человек не только должен ни пить алкоголь, но и ни желать его вовсе.

Истина такова, что можно неправильно пользоваться или употреблять что-то доброе, а плохое нанесет вред, как бы Вы с ним не поступали. Воздерживаться от любых алкогольных напитков — вот путь настоящего христианина.


Сегодня практическая польза от библейских наставлений не оставляет сомнений. Люди уже знают, что алкоголь — это наркотик, который, рано или поздно, вызывает привыкание и зависимость. Умеренные потребители алкоголя постепенно становятся алкоголиками, нанося огромный ущерб, как себе, так и всему обществу в целом.

Опасность состоит и в том, что разные люди имеют разный порог к алкогольному привыканию: некоторые могут пить годами, а другим хватит и пары стаканов, чтобы уже не мыслить своей жизни без рюмки. Сегодня, как никогда ранее, надо помнить предостережение из Библии: “Не смотри на вино”.

Если Вы уже стали зависимым от алкоголя и понимаете всю порочность алкоголизма, то Вы имеете все шансы избавиться от зависимости. Молитва и труд сделают свое дело, избавив душу и тело от зависимости. Найти помощью Вы можете в центре ресоциализации алко- и наркозависимой молодежи “Путь к Творцу”. Обратившись к нам, Вы открываете дверь в новую, счастливую жизнь без зависимости.

Источник: putktvorcu.com.ua

Сокровищница духовной мудрости

Пьянство

…От пьянства ум начинает помрачаться; от этого — грешить; а от греха умирает (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 19).

***

Не люби употреблять вина до упоения, дабы тебе не лишиться божественного веселия (прп. авва Исаия, 59, 91).

***

Не люби вина до опьянения, чтобы не быть лишену обрадования Божия (прп. авва Исаия, 89, 348).


***

…Пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым обыкновенно наипаче познается Бог (свт. Василий Великий, 6, 177).

***

Если много выпито вина, оно, как мучитель, ворвавшийся в крепость, с высоты ее производит в душе неумолкающие мятежи, не отказывая себе ни в каком беззаконном требовании; но прежде всего поработив самый рассудок, смешивает и приводит в расстройство весь порядок, установившийся вследствие обучения, голос делает шумным, возбуждает непристойный смех; опрометчивый гнев, необузданные вожделения, неистовую и бешеную страсть ко всякому беззаконному удовольствию (свт, Василий Великий, 6, 203).

***

Пьянство вводит в невоздержность… (свт. Василий Великий, 8, 17).

***

Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования (свт. Василий Великий, 8, 18).

***

Пьянство не дает место Господу; пьянство отгоняет Духа Святаго (свт. Василий Великий, 8, 18).

***

…В душу, оскверненную пьянством, не войдут пост и молитва (свт. Василий Великий, 8, 23).

***

Постящегося приемлет Господь внутрь священных оград, но не допускает упивающегося, как скверного и чуждого святыни (свт. Василий Великий, 8, 23).

***

…Бегай пьянства, чтобы оно еще более не отделило тебя от Бога (свт. Василий Великий, 8, 28).

***

Пьянство — вражда на Бога… (свт. Василий Великий, 8, 28).


***

…Вино должно подавать помощь природе, но не позволительно до того напиваться неразбавленным вином, чтобы оно производило помрачение рассудка; потому что скорбь не вытекает вместе с вином… (свт. Василий Великий, 8, 74).

***

…Пьянство — матерь порока, противление добродетели, делает мужественного — робким, целомудренного — похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие (свт. Василий Великий, 8, 210).

***

Пьянство — этот добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу… (свт. Василий Великий, 8, 210).

***

Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок (свт. Василий Великий, 8, 210).

***

У них <упившихся> сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование бесчувственнее самого сна… (свт. Василий Великий, 8, 211).

***

Жизнь <упившихся> есть сновидение (свт. Василий Великий, 8, 211).

***

…Жалок одержимый бесом, а упившийся, хотя терпит то же, недостоин сожаления, потому что борется с произвольно накликанным бесом (свт. Василий Великий, 8, 213).

***

Пьянство — утрата рассудка, истощение силы, безвременная старость, кратковременная смерть (свт. Василий Великий, 8, 217).

***

…<Упившийся> низложен без меча, убит без врагов (свт. Василий Великий, 8, 217).

***

Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает, подобно рою пчел, страсти и сластолюбие (свт. Василий Великий, 8, 218).


***

Пост да уврачует пьянство; псалом — срамные песни; слезы да будут врачевством смеха (свт. Василий Великий, 8, 220).

***

Горе злоязычному, а вместе с ним и упивающемуся! Они причисляются к убийцам и мучатся с прелюбодеями (прп. Ефрем Сирин, 30, 72).

***

Не ходи… к упивающимся, чтобы не погубить тебе внезапно богатства целомудрия (прп. Ефрем Сирин, 30, 209).

***

Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, чего не должно, богатство свое, как чужое, расхищает и отдает врагам, потому что упоение омрачило у него ум (прп. Ефрем Сирин, 31, 293).

***

Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святаго (прп. Ефрем Сирин, 32, 16).

***

Не услаждайся вином, и не приманит тебя плоть (авва Евагрий, 89, 637).

***

…Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти самого диавола (свт. Иоанн Златоуст, 44, 779).

***

Что, в самом деле, достойно большего сожаления, чем пьянство? Пьяница живой мертвец; пьянство — демон самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных, но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием (свт. Иоанн Златоуст, 45, 12).

***

…Верх зла <пьянства> в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным небо и не дозволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором здесь и там ожидает страдающих этим недугом тягчайшее наказание (свт. Иоанн Златоуст, 45, 13).

***

Хочешь быть далеко от пьянства? Избегай увеселений и роскошных столов, и с корнем вырви этот порок (свт. Иоанн Златоуст, 45, 167).

***

…Опьянение есть не что иное, как неестественное исступление души, извращение помыслов, недостаток рассуждения, отсутствие соображения. А это происходит не от одного опьянения вином, но и от опьянения гневом и непристойною похотью (свт. Иоанн Златоуст, 45, 482).

***

Не от вина происходит пьянство, — вино есть создание Божие, а создание Божие не причиняет ничего худого, — но порочная воля производит пьянство (свт. Иоанн Златоуст, 45, 482).

***

Будем же воздерживаться от пьянства; не говорю: будем воздерживаться от вина, но: будем воздерживаться от пьянства (свт. Иоанн Златоуст, 45, 482).

***

…Пьяный бывает хуже… бесноватого. Бесноватого все мы жалеем… а на этого гневаемся и негодуем. Почему? Потому что у того болезнь от (диавольской) напасти, а у этого от беспечности; у того от козней врагов, а у этого от козней собственных помыслов (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

***

…Пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются, произвольное беснование, — оно хуже умопомешательства (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

***

…Пьянство, овладевая умом пьянствующих, как бы распутным юношею, и пленив их рассудок, заставляет их истрачивать весь запас мыслей неосмотрительно и без всякой осторожности (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

***

Бессловесные животные пьют дотоле, пока чувствуют жажду, и ограничивают пожелания потребностию, а этот (пьяница) по невоздержанию своему простирает пожелание далее потребности и становится безрассуднее бессловесных (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

***

Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка… (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

***

Такой человек <пьяница> неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается слугами, отвратителен для жены, несносен для всех, противнее самых бессловесных (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

***

Пьяный не знает, что нужно говорить и о чем молчать, но постоянно открыт рот его; нет ни затвора, ни дверей на устах его; пьяный не умеет распоряжаться речами своими с рассуждением, не умеет расположить богатства мыслей, не умеет одно приберечь, а другое издержать, но все тратит и извергает (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

***

Особенно же тяжело то, что эта болезнь <пьянство>, полная стольких зол и производящая столько несчастий, даже и не считается виной… (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

***

Пьяный жалок более мертвого. Этот лежит бесчувственный и не может делать ни добра, ни зла; а тот способен делать зло и, зарыв душу, как в могиле, в своем теле, мертвым являет свое тело (свт. Иоанн Златоуст, 45, 484).

***

Вот прекрасное опьянение: насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать ее пьянством; наперед займи этим свою душу и свои помыслы, чтобы не нашла места в них та бесстыдная страсть (свт. Иоанн Златоуст, 45, 484).

***

…Даже и удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие — в умеренности, а в неумеренности — бесчувственность (свт. Иоанн Златоуст, 45, 711).

***

Кто самого солнца не может видеть от густого облака опьянения, тот как может наслаждаться радостию? (свт. Иоанн Златоуст, 45, 711).

***

Что может быть несчастнее пьяницы, когда он за малое удовольствие лишится наслаждения… Царством <Небесным>? (свт. Иоанн Златоуст, 45, 711).

***

Всегда, возлюбленные, пьянство зло, но особенно в день <памяти> мучеников. Здесь вместе с грехом есть и величайшее оскорбление, и глупость, и унижение Божественных вещаний, поэтому может быть и двойное наказание (свт. Иоанн Златоуст, 45, 712).

***

…Не то худо, чтобы употреблять вино в меру, но предаваться пьянству и вследствие неумеренности утрачивать здравый смысл (свт. Иоанн Златоуст, 47, 74).

***

Как судно переполненное скоро погружается и тонет, так и человек, подавшись объядению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой разум и лежит, наконец, как живой труп, часто могущий еще сделать что-либо худое, а на добро способный не более мертвых (свт. Иоанн Златоуст, 47, 76).

***

…Может ли быть что несчастнее человека, преданного пьянству, каждый день наполняющего себя вином и теряющего рассудок? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 301).

***

…Дурное дело пьянство; оно может притупить чувства и помрачить разум. Человека разумного и получившего владычество над всем, оно делает как бы мертвым и бездейственным… (свт. Иоанн Златоуст, 47, 301).

***

…Пьянство есть своевольный демон, который хуже настоящего демона помрачает ум и отнимает у одержимого им всякую скромность (свт. Иоанн Златоуст, 47, 304).

***

Пьянство… само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая его пленником, подвергая людей бесчисленным болезням внутренним и внешним (свт. Иоанн Златоуст, 49, 67—68).

***

…<Пьянство> прежде всего повреждает ум, потом приводит к скупости, так как тому, кто не имеет ничего, чтобы уплатить, нужно предаваться скупости. А узы скупости железны, подобно тому как если ты свяжешь какой-либо член узами, то вместе с ним влачится и все тело, куда бы ни влачились узы. Недостаточно и этого: пьяница теряет силу, становится скупым, грабителем, гневливым, ревнивцем, жестоким и безумным (свт. Иоанн Златоуст, 49, 348).

***

Не презирай вина, но презирай пьянство (свт. Иоанн Златоуст, 50, 591).

***

Ужели вино… причиною такого зла <пьянства>? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед за тем сказать: …пропади ночь — потому что есть воры, пропади свет — потому что есть клеветники; да погибнут жены — потому что есть блудницы. Таким образом ты все, наконец, захочешь истребить (свт. Иоанн Златоуст, 50, 591).

***

…Употребляй меньше вина, потому что от пьянства рождается блудодеяние, сквернословие и прочие дурные похоти (свт. Иоанн Златоуст, 50, 592).

***

Целомудрие ли стяжал кто-либо, стыдливость ли, пристойность ли, кротость ли, смирение ли — все это пьянство повергает в море нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 50, 593).

***

Нельзя пьянице видеть Царствия Небесного… И что я говорю: Царствия Небесного? Пьяный не видит и настоящих предметов; пьянство дни превращает для нас в ночи, свет во тьму; пьяный, смотря во все глаза, не видит и того, что у него под ногами (свт. Иоанн Златоуст, 50, 593).

***

<Пьянство> — многообразный и многоглавый зверь… здесь вырастает у него блуд, там гнев, здесь тупость ума и сердца, а там постыдная любовь (свт. Иоанн Златоуст, 50, 715).

***

Не одних пьяниц постигнет наказание, но вместе с ними и соучастников их, — и весьма справедливо, потому что они самих себя губят и о спасении ближних нерадят (свт. Иоанн Златоуст, 50, 781).

***

Храм Божий — это те, в ком обитает Дух Божий; храмом идолов являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием (свт. Иоанн Златоуст, 51, 860).

***

Как в осажденном городе бывает великое беспокойство и смятение, когда вторгаются в него неприятели, так бывает и в душе, когда нападает на нее пьянство и сластолюбие (свт. Иоанн Златоуст, 52, 254).

***

…Когда мы не пьяны, то думаем, что можем преодолеть эту страсть; а когда предадимся ей, то уже не думаем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 35).

***

…Не вино производит пьянство, но злая воля и неумеренное его употребление (свт.

Пьянство — тяжкий грех, вред алкоголя. Пьянство — источник смертных грехов

Иоанн Златоуст, 55, 75).

***

Христос хочет обитать у тебя; а ты попираешь Его объядением, пьянством? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 170).

***

Предающиеся пьянству, чем более вливают в себя вина, тем более распаляются жаждой, и каждый глоток делается поджогой жажды; в конце концов, удовольствие пропадает, между тем жажда делается неутолимой и приводит на самый край пьянства тех, кто стал его пленником… больше всего можно удивляться безумию людей, преданных пьянству, что они не хотят пощадить себя даже и в той мере, в какой другие щадят мехи… Разве для того дано тебе горло, чтобы ты наполнял его до самого рта перекисшим вином и иною гнилью? Не для того, а чтобы ты воссылал святые молитвы Богу, читал Божественные законы и подавал ближним полезные советы (свт. Иоанн Златоуст, 55, 571).

***

…Человек, когда предается объядению и пьянству, падает в бездну, потопляет разум и лежит затем, как живой мертвец, который часто может делать зло, а в отношении ко всему доброму находится в ничуть не лучшем состоянии, чем мертвец (свт. Иоанн Златоуст, 55, 572).

***

Если и Ной искушен был плодом собственного своего делания, не знав, что с ним стало от вина; и Лот, обезумленный вином, невольно на старости соделался отцом; и Ирод, став игралищем упоения, кровью святого Иоанна обагрил трапезу свою и сердце; и все неразумные проступки людей возникли от вина; то для чего навлекаешь на себя произвольное безумие и не заботишься о целомудренной соразмерности? (прп. Исидор Пелусиот, 60, 129—130).

***

Пьянство… служит причиною стольких зол, что Слышатель неизреченных глаголов в раю поставляет его вне Царствия Божия. Посему не будем пренебрегать сей великой болезни, как малого недуга (прп. Исидор Пелусиот, 60, 164).

***

Пей вина как можно меньше; на сколько убавляется его мера, на столько же оно и благодетельно пиющим (прп. Нил Синайский, 72, 236).

***

Горе ругателю и вместе с ним пьянице! В один ряд поставляются они с убийцами и наказываются вместе с прелюбодеями (прп. Нил Синайский, 72, 254).

***

Ужасный порок — пьянство! Это страсть, недуг, входящий в телосложение послаблением желанию, принимающий от навыка силу естественного качества (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 378).

*********

В монастырь аввы Антония сделано было приношение, в котором был небольшой бочонок вина. Один из старцев, налив в малый сосуд и из него в чашу, поднес ее авве Сисою. Авва выпил; поднес потом вторую, он принял и вторую. Когда же старец предложил ему третью, авва не принял и сказал: «Перестань, брат! Или ты не знаешь, что есть сатана?» (97, 249).

***

Однажды в Скиту сделано было для братии угощение. Одному из старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказав подавшему: «Унеси от меня эту смерть». Прочие, увидев это, также не стали пить вина (106, 482).

***

Пришла однажды сестра к блаженной Сарре и принесла с собою снеди и вино. Сотворив метание, подала это блаженной. Та все ваяла, кроме вина, присовокупив: «Возьми от меня смерть». Потом, посмотрев на принесшую, сказала: «Как ты, юная, дерзаешь касаться вина или даже обонять запах его?» Монахиня ответила: «Госпожа моя, если не пью вина, тяготится мое чрево». Говорит ей святая: «А если не отяготится чрево, если не поболишь им, если не утончится тело твое и не станет как древо сухое, то как вселится в душу твою благодать Духа? Побойся Бога. Вот уже 59 лет я в келье сей, и благодатию Христовою никогда не вкушала вина…» (103, 55).

***

Однажды бес сказал одному египетскому пустынножителю: «Соверши один из грехов — убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя». Пустынник подумал: «Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд — стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз — небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно». Взяв рукоделие, пошел в город, продал все и напился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды (107, 78—79).

Православие и алкоголь Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

Христианство и алкоголь

August 23, 2011

Православие и алкогольСобственно говоря, для многих христиан подобной проблемы как таковой не существует: вера и употребление алкоголя для них не противоречат друг другу. Запрет на употребление алкоголя присутствует во многих евангелических деноминациях: вот там эта тема становится злободневной. С одной стороны, Библия полна примеров употребления алкоголя и употребление в разумных пределах вина, например, не могло стать препятствием в отношениях еврея и Бога в Ветхом Завете. С другой стороны, неразумное употребление алкоголя несомненно низводит человека до состояния животного, поэтому полный отказ от алкоголя часто почитается подвигом праведности в той же Библии. Во многих деноминациях в христианстве отказ от алкоголя разумно мотивируется  не Библейской догмой, а самостоятельным решением общины.

Священное Писание и Святые отцы о пьянстве

Например в России это критически важно: достаточно разрешить употребление алкоголя, как нравственность в общине мгновенно начинает разлагаться. Поэтому полный запрет на употребление алкоголя существует у баптистов, пятидесятников и у других деноминаций.

Итак понятно, что главное &#8211; это иметь лимит, границы в распитии алкоголя. Если все в правильное время, в правильном месте и в правильном количестве, то проблема не проявляется. Однако поскольку в обществе в целом трудно определить и держаться этих разумных границ, то используется полное воздержание от алкоголя. Хорошо это или плохо? Как это уже было сказано, это хорошо, хотя и трудно. В реальной жизни даже члены церквей, где алкоголь запрещен, втайне выпивают. Несомненно, подобный факт рождает в душе &#8220;подпольных алкофилов&#8221; чувство раздвоенности и огорчения, однако принадлежность к церкви многие из них ценят больше, чем свои скрытые убеждения. Первое оправдание для употребления водки, вина или пива &#8211; желание расслабиться и отдохнуть. Из биологии известно, что алкоголь замедляет нервные процессы в организме. Немощная плоть требует &#8220;перезагрузки&#8221; &#8211; вот мини-тезис для оправдания  выпивания. Для неверующих алкоголь &#8211; естественное средство, христиане же в глубине души понимают, что вино или водка &#8211; это шаг назад от духовного контроля своего физического организма, или &#8220;плоти&#8221;. Однако многие христиане просто не находят эффективной замены бутылки пива, например, в своих стрессовых ситуациях. Собственно сам автор данных строк признает что не один раз прибегал к данному &#8220;мини-тезису&#8221; в реальной жизни. Однако, в разумных пределах.

Известно, что Мартин Лютер, великий христианский реформатор, например, любил выпить пива в своем доме в окружении друзей и семьи. Причины его пристрастия к пиву мне неизвестны. Наверное он так расслаблялся после многих лет своей суровой монашеской жизни. Переизбыток аскетизма действительно может покалечить душу и тело. Что если многие христиане не в состоянии выдержать перенапряжения, связанного с постоянным самоограничением и алкоголь помогает ему хоть на секунду отвлечься от своих суровых мыслей? Осудит ли Бог за бутылку пива в данном случае? Я не думаю, что осудит. Однако если христианин начнет постоянно прикладываться к бутылке, теряя самоконтроль и сфокусированность на своих ежедневных обязанностях &#8211; разве может это понравиться Богу? Определенно нет. Как же выразить это в уставе церкви? К сожалению, алкоголь надолго останется вопросом без четко выраженного ответа. Каждый христианин персонально несет ответственность за размеры употребления алкоголя. Никто из служителей евангелических церквей, пусть даже и не считающий алкоголь грехом, не решится открыто заявить об этом в своей церкви. Иначе недобросовестные или слабые верующие будут использовать данное позволение как повод к пьянству.

В желании оградить людей от опасности пьянства, некоторые служители-протестанты прибегают даже к недобросовестным уловкам. Например, они утверждают что вино в древнем Израиле было безалкогольным, что конечно же, не так. Время, когда церковь могла тотально контролировать информацию, ушло в прошлое. Сейчас надо понимать, что христианская догматика должна существовать и развиваться в атмосфере информационной и личностной свободы. Вопрос употребления алкоголя &#8211; один из деликатных вопросов, который требует пересмотра в контексте современности. Как ни удивительно, светские культурные нормы, требующие сдержанности в употреблении алкоголя (как и в курении, кстати) во многих развитых странах помогают христианским общинам бороться с пьянством и вредными привычками. Так что не все уж так и плохо &#8211; желание, чтобы человек терял самоконтроль как можно реже и не разлагал общество посредством пьянства, разделяет не только один Бог.

Tags: алкоголь, вино, водка, пиво, пьянство, христианин выпивает, христианствоОбщество, Проблема, Церковь

Алкоголизм — православный взгляд.

Алкоголизм — православный взгляд.

  Алкоголи́зм (пьянство) – проявление страсти чревоугодия, попытка решения духовных проблем употреблением некоторых продуктов в пищу.

В Священном Писании пьянство стоит в одном ряду с мужеложеством и скотоложеством: 1Кор.6:10, Лк. 21:34, Тов. 4:15, Гал. 5:21, 1Пет.

Сокровищница духовной мудрости

4:3, Сир. 31:30.

Излечение от алкоголизма требует духовной дисциплины: ежедневной молитвы, ежедневного чтения Священного Писания, регулярного участия в Таинствах Исповеди и Святого Причащения.

Все зависимости – это неудачная человеческая попытка обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, своего рода попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три вида капитала – денежный, чиновный и духовный, и если для человека главным является духовный капитал, то он не попадет в зависимость ни от денег, ни от чинов, ни от наркотиков, ни от алкоголя. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33). 

иерей Григорий Григорьев

Алкоголизм — 1) хроническое заболевание, обусловленное систематическим потреблением спиртного; проявляемое в стойкой психологической и физиологической зависимости от алкоголя; 2) греховная страсть, пьянство.

Почему, если алкоголизм — болезнь, он препятствует вхождению в Царство Небесное (1Кор.6:10); разве болезнь — грех?

По ряду критериев алкоголизм и действительно признаётся болезнью, причём широко распространенной, трудноизлечимой.

В то же время в ряду болезней он занимает особое место. И дело здесь вот в чём. Многие болезни возникают и прогрессируют вне зависимости от желания (вопреки желанию) человека.

Алкоголизм же во многом обусловлен именно сознательным влечением к спиртному, особым расположением его душевных сил. Можно сказать, что алкоголизм является болезнью нравственного, духовного порядка. Собственно говоря, и лечить её исключительно медицинскими средствами, игнорируя духовные, крайне трудно, а иногда — почти невозможно.

В рамках Православного Нравственного Богословия пьянство определяется прежде всего как греховная страсть. Стало быть, преодоление алкогольной зависимости главным образом подразумевает духовные, благодатные средства.

Для человека, подчиненного пьянству, алкоголь становится одним из главных (если не главным) предметов стремлений. Бог, семья, творчество, работа, забота о нравственном самовоспитании, о христианском долге отступают на задний план.

В случаях крайней зависимости от спиртного алкоголь фактически превращается в идола. В этой связи пьянство поставляется в Священном Писании в один ряд с идолопоклонством (1Кор.6:9-10).

Кроме того, по разрушительности и пагубности пьянства, оно сопоставляется с блудом, мужеложством, лихоимством, хищничеством (1Кор.6:9-10).

Стало быть, человек, злоупотребляющий спиртными напитками и не желающий это занятие прекращать, сам препятствует себе вхождению в Царство Божие.

Духовные причины пьянства

Газета «Возглас» № 13-14.

По данным Минздрава РФ в России зарегистрировано 2,5 миллиона людей с официальным медицинским диагнозом — «хронический алкоголизм». Негласная статистика насчитывает 7 миллионов человек страдающих алкоголизмом. Для медиков «алкоголизм» — заболевание, для священников – грех. И те и другие предлагают свои методы преодоления этого недуга.

В бутылке «топят» неудачи, неразделенную любовь, семейное неблагополучие или супружескую измену. Причиной пьянства могут стать разочарование в себе или предательство друзей. Немало и тех, кто «снимает» подобным образом стрессовую напряженность и высокий темп жизни. Ученые говорят и о наследственной предрасположенности к алкоголизму.  Причин много, всех не перечислить. Однако есть одна главная — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров.

Истоки «алкогольной» личности

Психологи определили некоторые характерологические черты, свойственные «алкогольным» личностям. В частности было установлено, что одни из них легкоранимы, плохо приспособлены к практической жизни, слабовольны, другие – излишне самоуверенны, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи, настойчиво ищут признания. Если на эти черты характера наслаивается еще и психотравма, то вероятность нервного срыва и запоя очень велика.

Как показывают наблюдения, путь к пьянству начинается с ранних лет. Усвоение алкогольных ритуалов происходит задолго до первого знакомства со спиртным. Маленькие дети, сидя за праздничным столом, «играют во взрослых», разливая фруктовый сок по бокалам, а затем с гримасой на лице выпивают «детское вино» под одобрительный гул родителей и гостей.

Нет сомнения, что уже в это время в сознании ребенка начинает формироваться представление об алкоголе, как об универсальном спутнике взрослой жизни. К 11–12 годам у подростков формируются вполне устойчивые стереотипы отношения к алкоголю. На путь пьянства подростка подталкивает и та атмосфера бездуховности, греха, которую он видит во взрослом обществе и, в первую очередь, в своей семье. Пьянство родителей уродует душу ребенка. Сердце обливается кровью, когда видишь истерзанных этим горем детей, лишенных внимания, ласки и заботы отца-алкоголика, а теперь нередко и матери.

Сегодня алкоголиком стать просто. К алкоголизму ведет употребление, как многим кажется, безобидного пива. К сожалению, люди довольно плохо осведомлены о коварстве этого напитка. Злоупотребление пивом крайне отрицательно влияет на сердце. Формируется так называемый синдром «пивного сердца», сердце  становится дряблым, а его функции «живого мотора» теряются безвозвратно.

Формирование алкогольной зависимости

1. Неврастеническая стадия

Усиливается влечение к алкоголю, утрачивается контроль над количеством выпитого. На этом этапе доминируют симптомы нервной слабости: раздражительность, злобность, снижение работоспособности, бессонница, кошмарные сновидения, головные боли и др. В быту начинающие алкоголики становятся конфликтными и неуживчивыми. Окружающий мир им кажется серым, безликим, и лишь только водка или вино делают повседневную действительность как-то переносимой. Здоровье день ото дня ухудшается. Таких людей беспокоят сосуды: «прыгает» давление, появляется вегетососудистая дистония, нарушаются функции печени, поджелудочной железы, кишечника. А самое главное – необратимо разрушается головной мозг.

2. Наркотическая стадия

Патологическое влечение к алкоголю становится непреодолимым. Появляется абстинентный синдром – похмелье. Он проявляется дрожанием рук, головокружением, слабостью, отсутствием аппетита, потливостью, повышением артериального давления, сердцебиением, сухостью полости рта.

Пьянство становится практически ежедневным, возникают запои. Личность постепенно деградирует. Мышление становится бедным, однообразным. Круг интересов сужается до минимума. Прогрессивно ослабевает воля. Доминирующая потребность — алкоголь. Клятвы и обещания родным и близким, оставить свое пагубное пристрастие, забываются ими в тот же час. На этой стадии алкоголизма нередко возникают острые алкогольные психозы.

3.Энцефалопатическая стадия

Это завершающая стадия алкоголизма.

Алкоголизм

Характеризуется дальнейшим распадом личности и полной потерей здоровья. Чтобы напиться допьяна, уже достаточно небольшой дозы алкоголя. Абстинентный синдром более продолжительный и тяжелый. Деградация личности явная. Смыслом жизни становится алкоголь. Тяжело страдают внутренние органы. Цирроз печени, гастрит, миокардит, алкогольный психоз и слабоумие, атрофия половых желез – вот что ждет алкоголика. Любые заболевания на фоне алкоголизма протекают значительно тяжелее, и исход их не всегда благоприятен.

Как избавиться от алкогольной зависимости?

Подход к лечению алкоголизма должен быть комплексным, включающим в себя три аспекта.

Медицинский

Медики, как правило, используют всевозможные дезинтоксикационные растворы, назначают психотропные средства, препараты вызывающие отвращение к алкоголю из-за выработки отрицательного условного рефлекса, общеукрепляющие средства и витамины.

Все это позволяет облегчить физические страдания алкоголика.

Психологический

Квалифицированный психолог или психотерапевт пытается вскрыть глубинные психологические корни возникновения пьянства, анализирует характерологические особенности человека, его семью и социально-бытовые условия. Затем специалист дает советы и рекомендации, обучает бороться со стрессами, преодолевать конфликты и т. д. В ряде случаев проводятся различные психотерапевтические процедуры, эффект от которых тем выше, чем ярче осознанное желание самого человека освободиться от этого бремени и вернуться к полноценной жизни. Таким образом, психотерапевт становится как бы попутчиком и помощником пациента на этом сложном пути, который он непременно преодолевает сам.

Духовный

Святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Поэтому только медицинскими методами и психотерапией страждущему не помочь. Убеждения и медикаменты не всесильны. Для преодоления недуга необходимы духовные усилия.

Условия исцеления – покаяние, молитва, чтение Святого Евангелия, церковные Таинства. Так и искореняли пьянство еще в дореволюционных православных обществах трезвости. Кстати, до революции, только духовенством, на тему трезвого образа жизни издавалось 32 журнала.

Страждущему человеку необходимо осознать, что пьянство – грех. Поэтому, прежде всего, нужно принять глубокое, твердое решение не пить спиртное. Не пить совсем! Другого пути не существует. Не поддаваться уговорам, насмешкам со стороны недоброжелателей, дружков-собутыльников. Продумать варианты своего поведения – в трудных жизненных обстоятельствах, за праздничной трапезой, если на столе спиртное. Научиться трудиться и с пользой для души и тела отдыхать.

Дмитрий Авдеев,
кандидат медицинских наук,
директор Института проблем формирования
христианского отношения к психическим заболеваниям,
г. Москва.

Источник: kanal21.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector